20.06.2019

Отчет о научном межфакультетском круглом столе «Право как механизм реализации национальных интересов России»

Весной 2019 года в РГГУ прошел научный межфакультетский  круглый стол «ПРАВО КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ»
В круглом столе приняли участие студенты различных курсов юридического факультета РГГУ, магистранты и аспиранты. В просторной аудитории № 273 не было свободных мест, в работе мероприятия приняли участие более 100 человек. 

Программой круглого стола были закреплены основные докладчики, в основном студенты старших курсов Юридического факультета ИЭУП РГГУ. Участники научного семинара с различных точек зрения рассмотрели вопросы, связанные с таким понятием как «национальный интерес» в современном праве. Были всесторонне проанализированы различные аспекты реализации национальных интересов применительно к различным сферам правоотношений.

    В приветственном слове ведущий круглого стола, доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук Шелкович Максим Тимофеевич отметил важность и своевременность дискуссии на указанную тему.

По мнению проректора РГГУ по учебной работе, доктора экономических наук, профессора, директора Института экономики, управления и права РГГУ Архиповой Надежды Ивановны, которая открывала аналогичное мероприятие в прошлом году, такие мероприятия должны стать регулярными не только для привлечения внимания аудитории университета к тематике семинара, но и с целью дальнейшего развития вопросов, обозначенных в тематике выступлений. Следуя такому напутствию, научный круглый стол нашей тематики стал ежегодным.

В частности Надежда Ивановна отметила, что целесообразно не только рассматривать право как механизм реализации национальных интересов России, но и ставить вопросы защиты этих интересов, причем не только в правовой сфере, но и комплексно, с привлечением научного аппарата других научных дисциплин, таких как экономическая теория и теория управления.

Ведущий круглого стола, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Шелкович Максим Тимофеевич в своем вступительном докладе предложил аудитории краткий обзор новейшего законодательства России в сфере определения и реализации интересов общества, которые в последние годы принято называть национальными.

Докладчик сообщил, что в недавнем Указе Президента России от 07.05.2018 № 214 перечислены национальные цели развития России на период до 2024 года, причем на первом месте стоит обеспечение естественного роста численности населения. Среди других обозначенных целей названы: повышение ожидаемой продолжительности жизни, обеспечение роста реальных доходов граждан, снижение уровня бедности, ускорение технологического развития России, вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.  Замыкает список целей – создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

Поверхностный анализ данных целей позволяет говорить о них как о декларативных, четкие целевые ориентиры отсутствуют, лица, ответственные за их реализацию, не определены, более того, их достижение противоречит всей сложившейся социальной и экономической конструкции современной России. О  последней из обозначенных целей стоит сказать подробнее. Обрабатывающая промышленность и агропромышленный комплекс названы базовыми отраслями экономики страны. При том, что по сведениям статистического ведомства доля обрабатывающих отраслей методично снижается на протяжении двух последних десятилетий на фоне роста добывающих отраслей[1], ориентированных исключительно на экспорт сырьевых материалов в широчайшем диапазоне, начиная от сырых шкур пушных зверей до нефти и газа. В то же время агропромышленный комплекс имеет достаточно низкий удельный вес в ВВП страны, что не дает возможность говорить о его исключительной, базовой роли. В данном случае можно отметить эффектную игру слов, при которой сложно четко оценить, что именно понимать под базовой отраслью экономики. Было также подчеркнуто, что несколько лет назад был принят федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», впервые в истории современной России определивший необходимость осознанного долгосрочного планирования в различных сферах.



[1] В частности доходы от экспорта российской нефти в январе-октябре 2018 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 38,6% до $106,590 млрд. Доходы от экспорта природного газа выросли на 30,9% до $39,925 млрд, экспорт природного газа вырос на 7% до 183,6 млрд куб.



Было отмечено, что статьей 11 указанного закона установлена необходимость принятия документов стратегического планирования, среди которых были названы: стратегия национальной безопасности России, стратегия социально-экономического развития России и стратегия научно-технологического развития России. Максим Тимофеевич отметил, что закон устанавливает необходимость принятия стратегий с определенной периодичностью, в частности новая стратегия социально-экономического развития России должна приниматься каждые 6 лет. Вместе с тем, до настоящего времени такая стратегия не утверждена, не смотря на серьезные усилия государственных и общественных институтов. Докладчик отметил, что на сегодняшний день в России существует только Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства России от 17.11.2008 № 1662-р в редакции от 10.02.2017. Если рассматривать не только нормативные акты, то можно отметить публицистическую статью Д.А. Медведева в журнале «Вопросы экономики» № 10 за 2018 год под схожим заголовком «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития». Не вдаваясь в подробный анализ статьи, можно отметить отсутствие конкретных механизмов реализации национальных целей, в частности, касаясь вопроса увеличения благосостояния граждан пенсионного возраста отмечается, что «…однако без изменения пенсионного возраста все эти меры не могут привести к оздоровлению пенсионной системы…». В то же время этимологически, стратегия это способ достижения сложной цели, многоходовая спланированная комбинация с ясными результатами


Если же остановиться на анализе именно нормативного акта, а именно Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства России от 17.11.2008 № 1662-р, то следует констатировать следующее. Многие прогнозные показатели, содержащиеся в названной концепции, принятой десятилетие назад, к сожалению, не достигнуты. В качестве примера можно привести валовый внутренний продукт на душу населения, который с 13,9 тыс. дол. США в 2007 году планировалось поднять на уровень более 30 тыс. дол. США к 2020 году. Аналогичная ситуация с прогнозом места России на рынках высокотехнологичных товаров (концепция оперирует цифрами 5-10% от мирового рынка), обеспечении стабильного курса национальной валюты и установления конкурентного МРОТ, превышающего прожиточный минимум в 2-3 раза.

Максим Тимофеевич подчеркнул, что согласно концепции, сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на мировых рынках. Даже при условии устойчивого роста внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья, общий экспорт будет снижаться, уступая ожидаемой динамике мировой торговли (5-6% в год). Без выхода на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в мировых экономических и, как следствие, политических процессах.

Ведущий отметил огромную роль планирования, было указано, что бюджет Европейского союза принимается на 7 лет, планирование экономической деятельности в Китайской Народной Республики осуществляется пятилетками, в то время как Россия с недавнего времени принимает 3-х летний (долгосрочный) бюджет, а долгие годы бюджетная политика страны не заглядывала дальше одного года. Однако стратегическое планирование не должно подменяться софистическими оборотами речи, содержащимися в многочисленных документах стратегического планирования, которые не содержат упоминания о действительно значимых мерах, очевидных и действенных. Речь идет о протекционистском тарифном регулировании, о законодательном регулировании учетной ставки, об итогах работы по созданию в России международного финансового центра, о хотя бы региональной экспансии национальной валюты, об изменении динамики НДС[1], о конкурентном уровне оплаты труда, о привлекательности страны для квалифицированных зарубежных специалистов.



[1] В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ НДС в России увеличен с 18 до 20 % с 01.01.19.  В Австралии, Канаде, США и Японии НДС отсутствует, вместо него действует налог с продаж. Средняя процентная ставка этого налога в США и Канаде в зависимости от штата составляет 2% -15% и 5-6% соответственно, в Австралии - 10%, в Японии - 8%.

 

Минимальный уровень оплаты труда установлен  законодательно и именно от него зависит уровень доходов большинства граждан, однако по состоянию на 01.01.2019 размер МРОТ установлен в 11 280 рублей, однако планов о его изменении нет в стратегиях. Сегодня основа российского импорта – товары с высокой добавленной стоимостью (более 69%), в то время как в структуре экспорта более 70% приходиться на долю сырьевых продуктов. Главная задача стратегии могла бы состоять в достижении обратного соотношения. Объем российского экспорта обрабатывающих секторов составил всего 67 млд дол, в то же время аналогичный показатель Польши и Чехии в 2 раза больше, в 3 раза больше в Канаде и в 16 раз больше в Германии. Шелкович М.Т. отметил, что роль правовой системы в формировании ориентиров для всех субъектов общественной жизни сложно переоценить и призвал участников раскрывать тематику своих докладов в русле обозначенных вопросов.

  На научном семинаре выступили:

    1.   Студент 3 курса (г.з) ЮФ ИЭУП РГГУ Аббасова Кямаля – Законодательство России о стратегическом планировании: цели, средства, методы, результаты;

2.       Студент 3 курса (ф.з!) ЮФ ИЭУП РГГУ Хидиров Аскендер - Обзор правовых актов, призванных изменить экспортно-сырьевую модель развития России;

3.       Студент 3 курса (ф.з!) ЮФ ИЭУП РГГУ Забалуева Елизавета - Проблемы и перспективы финансово-правового регулирования криптовалюты в России;

4.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Верченко Никита - Криптовалюта как элемент безопасности финансовой системы России;

5.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Алферов Владимир – Проблемы уголовной ответственности за нарушения при реализации ведущих проектов в области национальных интересов;

6.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Цюрак Анна Принцип исчерпания исключительного права на товарный знак в Российской Федерации: его виды и применение.

7.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Катюшина Фируза - Законодательство России о стратегическом планировании: цели, средства, методы, результаты.

8.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Халилова Айнуре – Правовые механизмы реализации общественных интересов России при использовании средств ПФР.

9.       Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Саидзода Азизи – Правовой режим тарифного регулирования в сфере естественных монополий России, как средство повышения качества жизни граждан;

10.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Маспанов Алексей – Правовые способы и формы создания создания международного финансового центра в России: обзор итогов реализации Распоряжения Президента РФ от 07.05.2010 №455-рп «О рабочей группе по созданию международного финансового центра в России»;

11.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Кураева Виктория - Проблемы уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав;

12.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Старостин Николай – Правовое регулирование алеаторных сделок, как форма защиты интересов России;

13.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Попова Юлия - Аудиторский контроль  как элемент стабильности корпоративных отношений;

14.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Гурциев Марат - Фейковые новости и их правовое регулирование. Как страдают общественные интересы сегодня;

15.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Комарова Ирина - Документы стратегического планирования в Российской Федерации: виды, значение;

16.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Федорова Валентина - Патентное законодательство как инструмент инновационного развития РФ;

17.     Студент 3 курса ЮФ ИЭУП РГГУ Ягудин Вячеслав – Защита прав заемщика по договору потребительского кредита, как форма реализации общественных интересов;

После каждого сообщения была возможность подискутировать с докладчиком, которой участники семинара

активно пользовались. По итогам работы научного семинара ведущий посоветовал участникам использовать материалы докладов для подготовки других научных работ, в том числе квалификационных. По итогам работы семинара лучшие докладчики получат возможность опубликовать тезисы своего доклада в официальном  сборнике научных трудов учащихся РГГУ «Юность науки».  

По итогам обсуждения докладов было принято решение поддержать резолюцию следующего содержания:

1.       Призываем Правительство РФ принять стратегию социально-экономического развития России, принятие которой предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

2.       Призываем совет директоров ЦБ РФ на заседании 14 июня 2019 понизить ключевую ставку до уровня ниже уровня рентабельности в обрабатывающей промышленности (ниже 5%).

3.       Призываем Правительство РФ ввести мораторий на повышение тарифов естественных монополий на 5 лет.

4.       Призываем Президента РФ инициировать принятие федерального закона «Об ограничении экспорта сырья из РФ».

5.       Призываем Президента РФ инициировать изменение федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ с целью установления конкурентного размера оплаты труда в РФ, учитывая минимальный уровень оплаты труда в ЕС.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц


  RSS
  RSS