Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается, прежде всего, введением сходных периодов обучения и названий для них. Признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения. Наиболее приемлемыми для этих уровней посчитали названия "бакалавр" и "магистр". Благодаря единым названиям и сходным по продолжительности периодам обучения, любому работодателю не только в Европе, но и по всему миру должно быть ясно, какое образование получил тот или иной претендент на рабочее место.
Оплата труда выпускников вузов с разными уровнями образования  в странах Европы, как правило,  разнится; помимо тяги к знаниям это хороший дополнительный стимул для получения студентом образования как можно более высокого уровня.
Первый уровень европейского высшего образования  – бакалавр. Бакалавр по европейским меркам – это высшее образование. Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники с высшим образованием.
Второй уровень европейского высшего образования – магистр. Согласно канонам Болонского процесса второй, более высокий по сравнению с бакалавром, уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник – "магистром".Уровень магистратуры, как показала практика последних лет, считается наиболее перспективным для параллельного обучения студентов по программам мобильности одновременно в двух или более вузах, один из которых зарубежный, с целью получить совместный или двойной диплом.

Из кн.: "Мягкий путь" в Болонский процесс  // Болонский процесс в России [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа: http://www.bologna.mgimo.ru/print.php?doc_id=169